Георгий Ешимов,
преподаватель филиала ТюмНГУ, патентный поверенный, поэт:
«Писать стихи я начал еще в школе…»

С героем этого интервью можно побеседовать об очень многих вещах. Такого разносторонне развитого человека нечасто встречаешь. Георгий Карожанович Ешимов шутит: когда нужно сделать визитки, возникают сложности, ведь все регалии просто не помещаются на этом маленьком картонном прямоугольнике! Заместитель директора Сургутского института нефти и газа по научной работе, кандидат технических наук, патентный поверенный, поэт, член Союза писателей России, автор девяти поэтических сборников, вышедших в Сургуте и в Москве, заядлый автомобилист и рыбак... В ходе беседы Георгий Карожанович раскрыл интересные стороны своей биографии, иногда заставляя удивляться.

Георгий Карожанович, а кем в детстве мечтали стать?

В детстве я мечтал стать моряком. Когда в школе учился, занимался в судомодельном кружке, родилась у меня эта мечта – покорять морские просторы. Написал во Владивостокское мореходное училище, а у меня зрение было -0,9, и я не прошел. Если бы зрение было хорошее, стал бы морским волком. Уже потом я посвятил морю цикл стихотворений «Открытые проливы».

Первая попытка поступить в вуз – в МИФИ, на факультет теоретической физики – не увенчалась успехом, я не прошел по конкурсу. И тогда я поехал в Ленинград и попытался поступить в Ленинградский университет на геологический факультет, и снова та же беда – не прошел по конкурсу. На тот момент ничего не оставалось делать, как вернуться в Павлодар и продолжать работать. Работать... долбежником на алюминиево-глиноземном заводе. Теперь, когда я говорю, что моя первая рабочая специальность – долбежник, некоторые не верят, смеются...

А почему все-таки в итоге геологический-то выбрали? Романтика?

Поступили в итоге (и я, и товарищ мой, Сашка Каленич) в Ленинградский горный институт (сейчас – университет). Я поступил на геологоразведку, а он – на гидрогеологию. Конкурс был большой, специальность эта тогда была очень популярной. Друг мой до сих пор живет в Санкт-Петербурге, работает главным геологом Северно-Западного геологического управления, работал на Новой земле, участвует в полярных экспедициях.

Сейчас часто можно увидеть такую картину: молодой человек поступает в вуз, а потом начинается работа, и он в ужасе понимает, что это совсем не то, что он себе представлял. С вами такого не было?

У нас сразу после первого курса была геологическая практика в Крыму, уже тогда нам дали возможность прочувствовать, что из себя представляет наша будущая работа... Еще одна практика была геодезическая, проходила она под Псковом. И на производственной практике в геологических организациях мы уже всерьез вникали в профессию.

Изначально вы все же хотели на физический факультет. А глядя на ваши многочисленные сборники стихотворений, не остается сомнений, что вы еще и лирик. А как же пресловутый спор физиков и лириков?

Есть такой журнал, который издается в Москве и называется «Простор». Там была статья одного московского писателя, которая так и называлась: «Физики и лирики», и меня там тоже, кстати, упомянули. (улыбается.) Автор этой статьи приходит к выводу, что физики могут стать лириками, а вот наоборот – никогда...

А как вы начали писать стихи?

Писать стихи я начал еще в школе. Но увлечение это возникло, можно сказать, случайно, я никогда не намеревался стать поэтом. В школе у меня было два лучших друга, и в 10 классе один из них, Генка Муковоз, влюбился в девушку двумя классами младше. Он был футболистом, а она сказала, что футболист – это не для нее. И тогда мы решили помочь другу – стали писать ей любовные послания, якобы от имени влюбленного в нее парня, как в поэме «Сирано де Бержерак». Она была в восторге, и после этого стала смотреть на него по-другому. Кстати, у них так ничего серьезного и не получилось – впоследствии она уехала, а Генка женился на другой. Но стихосложение меня увлекло и осталось моим любимым досуговым занятием.

Могу сказать точно, что после посещения оперных спектаклей или оперетт как-то само собой получается говорить в рифму. Это меня вдохновляет, и еще разные музы…

А кто заметил ваши поэтические способности? Как начали печататься?

В 1975 году я создал стихотворение, которое потом сыграло большую роль в моем поэтическом развитии. Я работал на буровой на Брестской границе, в поселке Домачево. И там недалеко была линия укреплений, которая после Великой Отечественной войны удивительным образом сохранилась – немцы обошли ее. И было видно, что оборона была жесткой, потому что амбразуры были обожжены. Это все очень впечатлило меня, и я написал стихотворение «Мальчишки из русской пехоты». Стихотворение это попало в руки руководителю литературного объединения «Северный огонек» Сергею Егоровичу Сметанину. Я в то время работал на «Быстринке» технологом. Сижу на базе, и тут звонок: Сергей Егорович пригласил меня в литобъединение «Северный огонек».

Об объединении отдельно стоит сказать – на сегодняшний день клубу уже более 35 лет. Заседания я не смог на тот момент посещать, со временем было туговато. Там собирались поэты, читали стихи и обсуждали, указывая на недостатки и давая друг другу советы. Это хорошая школа, особенно для начинающих поэтов. Напоминало чем-то нынешние мастер-классы.

Сам Сергей Егорович делал очень толковые замечания. Это мое стихотворение – «Мальчишки из русской пехоты» – опубликовали в журнале «Югра», немного отредактировав. Он тогда мне сказал, исправляя стихотворение: «Надо быть толерантным к чужому мнению, я не считаю, что я обязательно прав, просто у меня есть определенный опыт»... И теперь, когда мне доводится писать предисловия к сборникам, делать подборку стихотворений, я всегда вспоминаю этот его совет.

Можно сказать, что он стал вашим проводником в мир поэзии?

Да, он к тому же очень хороший и добрый человек. Если бы он не встретился на моем пути, я бы, может, к литературе и не имел сейчас отношения, и это не стало бы частью мой жизни.

А как получилось, что вы стали членом Союза писателей?

В 2001 в Сургут на литературный семинар приехал главный редактор «Исторической газеты» Анатолий Анатольевич Парпара. Общаясь со мной, он сказал, что читал мои стихи и видел мои сборники – на тот момент их было уже пять. С Парпарой мы познакомились в Ханты-Мансийске на литературной конференции. Потом я его встретил в Доме Ростовых в Москве, и он узнал меня, а я преподнес ему в подарок свою книгу, мне было очень интересно его мнение. Ему стихи понравились, и он поддержал меня, написал мне рекомендацию.

Существует Союз писателей России и Союз российских писателей. И между ними есть определенная оппозиция. В споре, говорят, рождается истина (хотя спорно и это утверждение), но зато в этом противостоянии, возможно, есть какая-то пружина к развитию литературы в России.

Какие преимущества есть у члена Союза писателей? Для непосвященного человека звучит довольно значительно.

(Смеется.) Ну, разве что неработающему пенсионеру доплачивается три тысячи рублей к пенсии.

А обязательства есть?

Нет, особых обязательств это звание не накладывает. Никто не призывает непременно ходить на собрания и встречи. Другое дело, что поэты – сами по себе люди обязательные. Один раз покривив душой, можно многое потерять: читатели это чувствуют, в стихотворениях это тоже заметно. Зато на встречах творческих людей можно приобрести много добрых знакомых, даже и друзей.

Есть в поэзии кумиры? Кого любите читать?

Люблю Марину Цветаеву. Пушкина и Есенина очень ценю. Высоцкого люблю, потому что у него стихи открытые, Евтушенко читаю с удовольствием. Хотя он бывает немного… «чересчур». Ведь литература не должна описывать все подряд. Должны быть моральные рамки! Надо давать читателю возможность рассуждать, составлять собственное мнение. Как говорится, «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Так и в поэзии – скажи, чьи стихи ты любишь...

Вы очень разносторонний человек, а говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Вы согласитесь с этим утверждением? Образно говоря: вот попробуете шить, и у вас это тоже получится?

А знаете, когда я работал инженером в экспедиции, и семье зарплаты на все не хватало (110 рублей), я рубашки себе сам шил! Дома было много тканевых отрезов и швейная машинка «Чепель». Из тещиного старого пальто сшил сыну пальто, из заячьих и кроличьих шкурок ему шапку сшил, где-то даже остались фотографии. Жена сказала, из меня вышел бы хороший портной (улыбается.).

Талант – это неустанная работа или дар от Бога, как вы думаете?

Талант дается человеку от природы, как мне кажется. Вот я порой до того ленивый... А лень мешает раскрытию таланта, хотя в человеке изначально может быть столько потенциала заложено. Поэтому с ленью стараюсь бороться.

Какие у вас еще увлечения?

У меня первый разряд по шахматам. И в нарды люблю играть, рыболов заядлый, люблю грибы собирать, вот, баню строю на даче…

Вы же преподаете в филиале Тюменского нефтегазового университета, каждый день общаетесь со студентами. Как оцениваете молодое поколение? Способная смена растет?

Я преподаю восемь предметов студентам очного и заочного отделения. Стараюсь дать фундамент знаний студентам – зная основы, дальше легче развиваться. Что касается талантливого молодого поколения... Три года назад у меня была группа, сейчас они уже пятикурсники. Когда в Нефтеюганске проходила научная конференция, пять студентов из этой группы приехали туда с докладами, и были на голову выше всех остальных, хотя там были студенты из всех филиалов Тюменского нефтегазового университета. Мне проректор по науке ТюмНГУ профессор Кучумов сказал спасибо за таких студентов! Вот это было очень приятно, и такими молодыми людьми можно гордиться.

Есть хорошие студенты, которые настроены заниматься. В этом году мы вышли на «Золотое будущее Югры», очень много было представлено интересных проектов. Маша Сергеева из моей подшефной группы заняла II место в номинации «Молодой ученый Югры».

Главное для молодежи – верить в себя, в свои силы.

Ольга ЕРЕМИНА, специально для 86.ru

Георгий Карожанович Ешимов родился в г. Каменск-Уральске Свердловской области, окончил геологоразведочный факультет ЛГИ, кандидат технических наук, автор свыше 200 научных трудов, в том числе свыше 170 изобретений, защищенных патентами РФ. Работал в Белорусской геолого-поисковой экспедиции, в Cургутском отделении ЗапСиббур НИПИ, в нефтегазодобывающем управлении «Быстринскнефть», заведующим лабораторией, ученым секретарем, технологом.

Первое стихотворение напечатал в 1996 году в сургутской районной газете «Вестник». Стихи печатались в еженедельнике «Литературная Россия», в журнале «Югра», в альманахе «Эринтур» (1997). Автор сборников стихов «Зов» (Сургут, 1998), «Яблочный Спас» (Москва, 2000), «Дикая вишня» (Москва, 2000), «Триумфальные арки» (Москва, 2001), «Открытые проливы» (Москва, 2002), «Обитель души» (Москва, 2006), «Югорские строфы» (Москва, 2007).

Живет в Сургуте. Доцент кафедры «Нефтегазовое дело» Сургутского института нефти и газа, зам.директора СИНГ по научной работе.

Hosted by uCoz